История строительства Ривьерского моста в Сочи

Блоги    Блог портала "Строим в Сочи"    История строительства Ривьерского моста в Сочи


Cтатья Владимира Николаевича Костиникова посвященная строительству всеми нами любимого Ривьерского моста!

мост сочи

Владимир КОСТИНИКОВ, краевед:

«Золотое сечение в математике часто называют золотой пропорцией и её изучением исследователи занимаются около 2400 лет. Великие математики древней Греции Пифагор, Евклид, средневековые итальянские ученые Леонардо Фибоначчи, астроном эпохи Возрождения Роджер Пенрозе потратили бесконечное количество часов, изучая специфику золотого сечения, представленного простой пропорцией, которая составляет 1,6180339887. Но заинтересованность в идеальном соотношении проявлялась не только со стороны математиков, её использовали в своих исследованиях биологи, художники, музыканты, историки, архитекторы, психологи и даже кинорежиссеры. Фактически же, будет правильным сказать, что не найдется практически ни одной научной области, представители которой не задумывались бы об идеальном коэффициенте. В конце 19 — начале 20 веков трудами в основном немецких исследователей был раздут миф о том, что пропорция золотого сечения господствует и в природе и искусстве и что оно является неким мерилом красоты и гармонии. Во многих популярных изданиях и энциклопедиях утверждается, что в эпоху Возрождения золотая пропорция получила широкое распространение и что ею увлекался сам Леонардо да Винчи. К счастью, есть серьёзные исследования по этой теме, которые доказывают историческую неправдоподобность такого „золотого“ подхода к искусству эпохи Возрождения. Вера в „золотой порядок“ дошла до наших дней. Большой зодчий и мыслитель в области архитектуры Иван Владиславович Жолтовский утверждал: творчество архитектора есть часть творчества природы. Архитектор — „дитя природы“. Архитектурные формы должны члениться, следовать одна за другой, вырастать друг из друга, как ветки древесного ствола. Жолтовский утверждал: общим законом для органической (а может быть, и для неорганической) природы и для произведений архитектуры является золотое сечение. Мир это порядок. А порядок есть золотое сечение.

И.В. Жолтовский

Сочи

Жолтовский ввел в теорию архитектуры „функцию золотого сечения“ (отношение 0,528 к 0,472). Используя золотое сечение и его функции, мастер и его ученики создали немало прекрасно спропорционированных композиций, в том числе и Ривьерский мост через реку Сочи.

Одно из первых, мест в плане генеральной реконструкции Сочинского курорта, занимала автомагистраль Сочи-Мацеста. В 1934 году были закончены основные дорожные работы на автомагистрали, в 1935 году закончен арочный виадук через Верещагинскую долину, вот фотография с его строительства:


Постройку же моста через реку Сочи, являвшуюся наиболее технически трудной задачей, намечено было закончить, согласно плану, утверждённому правительством, к первому июля 1936 года.

Все основные работы по строительству моста закончены, и первого мая 1936 года открыто движение по мосту, а вместе с тем и сквозное движение по всей автомагистрали Сочи — Мацеста.

Мост находится в начале широкой автомагистрали, на стрелке „Кавказская Ривьера“ — Дендрарий. Он хорошо виден с моря и с окружающих долину гор.

Весь мост облицован штучным, а подпорные стены подходов — мозаичным камнем, добытым из карьеров Пиленково и Холодная речка в Абхазии.

мост сочи


Сочи

Стены арок и подходов сверху увенчаны валиком и ограждены монументальными парапетами. Валики и парапеты тоже из белого камня чистой тёски. Асфальтовые тротуары шириной в три метра, асфальтобетонная проезжая часть, тротуарные бордюры, сделанные из белого камня, вместе с парапетами придают опрятный и красивый вид проезду по мосту. В недавнее время поверх асфальта была уложена брусчатка (не сразу вспомнил, что эта штука именно так официально именуется — прим. К.В.) , что значительно утяжелило мост, а также неожиданно нарушило пропорции парапетов. Они стали так низки, что наши последовательные реконструкторы вбили в парапеты дополнительные металлические перила для безопасности пешеходов. „Золотое сечение“ тем было, надо полагать, много усечено.

К техническим особенностям моста относятся:
1. значительная косина пересечения русла (принесённая в жертву прямому направлению автомагистрали от „Ривьеры“ к Дендрарию) при большом арочном пролёте;
2. редко применяемые косые арки и балочная клетка в малом арочном пролёте;
3. облицовка тёсаным камнем по бетону и железобетону.

Вследствие большой косины моста и нового типа облицовки, являющейся единственным и первым примером в Союзе, каждая деталь как технического, так и архитектурного проекта моста перерабатывалась и усовершенствовалась на месте производства работа.



Из особенностей производства работ следует отметить:
1. разработку котлованов в гравийном грунте под опорами и подпорными стенами открытым способом с помощью экскаватора с черпаком (дрегляйна) и водоотлива
2. особое внимание в планах постройки цеху плотничьих работ, обычно наиболее задерживающих железобетонные работы
3. тщательную разработку рецептуры состава бетона в лаборатории с обеспечением полного полевого контроля, обусловивших прочность конструкции, выше проектной.



Строительство моста было начато 1 марта 1935 года с подготовительных работ и устройства основания опор. Главные же работы начаты с первого сентября 1935 года после окончания детального проекта. Таким образом, постройка произведена в 14 месяцев, а с начала основных работ — в течение 8-ми месяцев.

В течение этого короткого времени на полукилометровом фронте выполнены следующие работы:

* выкопано котлованов опор и подпорных стен с водоотливом 10000 куб. метров,
* земляных работ в подходах и по очистке русла 35000 куб. м,
* железобетонных, бетонных и каменных работ 14600 куб. м,
* облицовки арок и подпорных стен тесаным камнем 4000 кв. м,
* гудронированного шоссе и асфальтобетона проезжей части моста 6000 кв. м.


Решающее значение в досрочном окончании строительства моста имело стахановское движение. Инженерно-технический персонал строительства: инженеры Сорочинский Е. В. и Брувель Э. Х. техники Малороссиянова О. П. и Колюпанов П. А. механик Дехтярев В. С., строймастера Бондарев А. В., Ильяшенко и Гончар М. подхватили инициативу рабочих-стахановцев моста, возглавили движение и добились ровного, всё нарастающего темпа в выполнении плана, что обеспечило окончание основных работ по строительству к 30 апреля.

Так рамщик Тесля и затем Самоваров путём улучшения монтажа и реконструкции лесопильной рамы добились повышения в три раза производительности труда против выработки той же рамы на строительстве Верещагинского виадука. Каменщик Тевосов с успехом соревновался с лучшим стахановцем города Сочи Ермоловым, причем к концу строительства моста Тевосов при окончании подпорных стен перекрыл максимальный рекорд Ермолова, давши 1534 процентов выполнения нормы каменной кладки.

Заработки стахановцев в 1 квартале 1936 года в день составляли: каменщиков — 36 руб. 30 коп, кузнецов — 21 руб. 45 коп., плотников — 19 руб. 72 коп, арматурщиков — 17 руб. 72 коп. бетонщиков — 13руб. 71 коп., на лесопилке 15 р. 76 коп.

Качество работ признано вполне удовлетворительным. Качество бетонных работ признано отличным.







Мост, в своей архитектурно-художественной форме, отразил высокий уровень культуры мостового сооружения, достойный прекраснейшей дороги Сочи-Мацеста.




Источник: ms-helga.livejournal.com/23511.html
Опубликованно 13 апреля 2010 года, 6328 просмотров. Ривьерский мостИстория Сочи